Новости

Электронная регистрация нотариальных сделок с недвижимостью с 1 февраля 2019 года

   С 1 февраля 2019 года вступили в силу изменения в Основы законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 г. № 4462-I, касающиеся обязательного представления нотариусом в электронной форме заявления о государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов в Росреестр (Федеральный закон от 3 августа 2018 г. № 338-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации").

   Согласно изменениям, нотариус после удостоверения договора, на основании которого возникает право на недвижимое имущество (долю в праве собственности на недвижимое имущество), подлежащее государственной регистрации, обязан представить в электронной форме заявление о государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы в Росреестр (если стороны сделки не возражают против подачи такого заявления нотариусом).
   Сделать это нотариус должен будет незамедлительно, но не позднее окончания рабочего дня или в сроки, установленные сторонами в договоре. Если же по независящим от него причинам нотариус не сможет послать электронные документы в Росреестр, необходимо направить их бумажную версию почтой в регистрирующий орган не позднее двух рабочих дней. Перечень не зависящих от нотариуса причин, при наличии которых предоставление заявления о государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов в орган регистрации прав в электронной форме является невозможным, утвержден Минюстом России (приказ Минюста России от 28 декабря 2018 г. № 303). Например это:

  • отсутствие доступа к сервисам единой информационной системы нотариата;
  • отказ по техническим причинам, о котором сообщается на официальном сайте Росреестра;
  • отсутствие возможности направить заявления и документы в электронной форме по объективным причинам (например, из-за отсутствия электроснабжения или доступа к интернету).

   Поданные в электронном виде документы Росреестр должен зарегистрировать уже в течение следующего рабочего дня.
   Кроме того, по новым правилам нотариальное удостоверение сделки и передача документов в Росреестр на регистрацию станет единым нотариальным действием и оплатить нужно будет только заверение у нотариуса, а дополнительно платить за услуги по передаче документов в Росреестр не придется, тогда как ранее эта услуга оплачивалась отдельно, поскольку являлась самостоятельным нотариальным действием, за совершение которого был установлен тариф в размере 1000 рублей. Эти нормы утратили силу 4 августа 2018 года. Согласно же поправкам, вступившим в силу 1 февраля 2019 года, представление нотариусом документов на госрегистрацию входит в состав иных нотариальных действий.
   Аналогичные изменения после вступления поправок в силу появятся и в отношении иных документов, выдаваемых нотариусом:

  • свидетельство о праве на наследство по закону;
  • свидетельство о праве на наследство по завещанию;
  • свидетельство о праве собственности на долю в общем имуществе по заявлению пережившего супруга.

   После выдачи этих свидетельств нотариус теперь также обязан представить в электронной форме заявление о государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы в Росреестр.

   Преимущества электронной регистрации права нотариусом очевидны:

  • экономия времени - продавцам и покупателям недвижимости не нужно обращаться в МФЦ для подачи документов на регистрацию прав, а срок регистрации займет один рабочий день;
  • экономия средств - не нужно дополнительно платить за услуги нотариуса по передаче документов в Росреестр;
  • безопасность совершаемых сделок - весь документооборот ведеся в электронном виде напрямую между нотариусом и Росреестром.